Железо современного искусства
Сайнс-арт спектакль PLUMBUM – первая часть театрального триптиха, созданного режиссером Ярославом Францевым вместе с театром современного танца Ольги Поны. Это мультижанровый проект, соединяющий в себе физический театр, современный танец и музыкально-драматические отрывки. Чтобы прочувствовать спектакль полностью, нам необходимо погрузиться в мысли художника.
Текс: Юлия Никольская
Фото: Рустам Нерустам, Антон Ермаков
С чего началась работа с театром
Это моя первая работа с челябинским театром современного танца. Ольга Николаевна Пона знает обо мне давно. Для меня этот хореограф очень близок и смотрит какими-то близкими глазами на творчество. В определённый момент я понял, когда сформировалась идея триптиха, что мне необходимы профессиональные труппы. Это был лучший момент, чтобы предложить Ольге Николаевне свой концепт, свою идею спектакля. Мы созвонились, поговорили, и она сразу откликнулась на предложение без лишних сомнений. Так в Челябинске была создана вторая постановка из триптиха PLUMBUM (первая была создана в Калуге).
Трудности в процессе подготовки
Трудности – это такая вещь, которая изначально тебя мотивирует. Проект сам по себе достаточно сложен: он многоступенчатый и очень объёмный (3 города, 3 труппы). Если говорить про челябинскую команду, можно сказать, что для танцовщиков это было в новинку, потому что многие вещи мы делали режиссерским методом исследования, а не хореографическим. Были достаточно сжатые сроки: за месяц мы его поставили с нуля – большой объем информации, иногда голова закипала.
Также важная деталь – для многих танцовщиков в этом спектакле было в новинку находиться на сцене нон-стопом 70 с лишним минут и при этом вести танцевально-драматическую линию.
Идея создания триптиха
Меня захлестнула Теория времени Козырева (где время – непрерывный поставщик энергии во Вселенную, при.ред.), я начал больше в нее погружаться. И я захотел сделать триптих разделенный на три части: будущее (проект «Эфир»), прошлое (PLUMBUM), настоящее и то, как эти три времени пересекаются в едином целом, формируют все сущее.
Роль PLUMBUM в концепции времени
PLUMBUM отведена роль неуютного спектакля для зрителя. Спектакль работает в квадрате. Квадрат как символ стагнации, в то же время устойчивой ясности, твёрдости. PLUMBUM – историческая памятка среза другого сознания, которое не готово и не хочет меняться, спорит с движениями и с внутренним развитием. Этот спектакль про те вещи, которые хотелось бы помнить, но не хотелось бы вновь проживать. Визуально можно прочесть линию истории Советского Союза, Великой Отечественной войны, перестройки жизни людей в эту эпоху.
Время, когда металл из строительного материала превращался в орудие, орудия превращались в элементы быта и ценности людей. Каковы свойства характера человека, если в нем есть этот металл, и что значит металл для каждого.
Свинец как «прообраз ядовитых труб»
Свинец – это самый устойчивый металл в таблице, он самый податливый в использовании, самый пластичный, и в тоже время неоднозначный: его можно фактически порезать, как масло, и в тоже время из свинца делают пластины, не пропускающие радиацию, пули. Свинец – самый первый металл, который люди в архаичные времена обнаружили и из которого начали выплавлять разного рода инструменты, вплоть до водопровода в Древней Греции. Это мощный прообраз.
С металлом нельзя обращаться неумеючи, не понимая и не осознавая одновременно его ценность и опасность.
Металлический саунд-дизайн
Благодаря Евгению Климину (исследователь акустики русских колоколов, композитор-электронщик, при.ред.) был создан саунд-дизайн. Первый раз мы вместе поехали на встречу с Ольгой Николаевной Пона в Челябинск. Пока были в театре, он нашёл какие-то железяки, разные металлические предметы, щиты и, собственно, начал записывать эти звуки на рекордер. Все те лязги легли в музыкальную основу спектакля. Евгений также по моей просьбе создал несколько инсталляций: металлическую арфу (металлофон) из арматур и механическую шумовую установку.
Синтез искусства и науки
Однозначный ответ – да, он не то, что возможен, он есть! Подход художника и подход учёного в основе своей очень схожи. Они идут к одной цели: к самопознанию, познанию мира. В этом контексте их соединение только укрепляет смыслы и поиски. Сейчас необходимо соединять разные подходы, становиться мультижанровыми, чтобы более объёмно смотреть на вещи и человека. Этот синтез может многое открыть в нынешнее время.